Фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Кривобок
«Аэрофлот» пытается получить от российских авиационных властей коммерческие права на выполнение регулярных полетов примерно в 20 зарубежных городов, сообщил «Известиям» представитель компании. По сути, это означает, что крупнейший российский авиаперевозчик постепенно переходит от тактики развития перевозок только на своих традиционных направлениях к агрессивному расширению сети маршрутов.
— Это нормальная стратегия роста, — отметили в «Аэрофлоте».
Компания хотела бы начать выполнять регулярные рейсы, в частности, в Лион (Франция), Одесса (Украина), Алма-Ата (Казахстан) и Тель-Авив (Израиль). Это те города, в которые на сегодня единственным назначенным перевозчиком с российской стороны выступает старейший и самый неуступчивый конкурент авиакомпании на международных линиях — «Трансаэро».
Для решения своих коммерческих задач «Аэрофлот» старается находить веские аргументы и максимально задействовать административный ресурс. Например, в случае с французским направлением компания воспользовалась тем обстоятельством, что «Трансаэро» выполняет в Лион всего два регулярных рейса в неделю, причем только в зимний период. В «Аэрофлоте» полагают, что российские граждане испытывают серьезные неудобства при поездках в этот город из-за отсутствия круглогодичных прямых рейсов. Поэтому компания обратилась в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) с предложением предоставить ей право на регулярные полеты в Лион.
В Росавиации подтвердили факт обращения, но от других комментариев отказались.
В пресс-службе Минтранса ограничиваются сухим комментарием: «Допуск авиакомпаний на полеты на международных линиях находится в компетенции Росавиации».
В «Трансаэро» данное направление рассматривают как достаточно успешное, к которому существует высокий туристический интерес, и не рады делить это направление с «Аэрофлотом». С другой стороны, «Трансаэро» действует по той же самой схеме, что и «Аэрофлот», но пока безуспешно, что вызывает недовольство в компании.
— Мы также рвемся на направления «Аэрофлота», — отметил ее представитель.
Так, «Трансаэро» неоднократно направляла обращения в адрес авиационных властей о предоставлении прав на выполнение регулярных полетов в Прагу (Чехия), Париж (Франция), Цюрих (Швейцария), Рим (Италия). Но на всех этих направлениях пока сохраняется монопольное положение «Аэрофлота».
— Если все наши просьбы пока игнорируются, то «Аэрофлот» уже потеснил нас на маршрутах в Доминиканы, Мексику и Индию, став вторым назначенным перевозчиком, — говорит представитель «Трансаэро». — Но почему нас не пускают туда, куда мы хотим летать?
«Аэрофлот» также сумел получить разрешение на выполнение чартерных рейсов в Тель-Авив (до этого полная монополия «Трансаэро»), причем с правом осуществления собственных продаж билетов, сетует собеседник «Известий».
Впрочем, в конечном счете оба перевозчика остаются недовольны существующей системой принятия решений о допуске на международные направления. «Аэрофлот» говорит о необходимости передать эти функции от Росавиации в ведение специальной межведомственной комиссии. А «Трансаэро» настаивает на обеспечении единых стандартов и отмене монополий на существующих рынках. И одна, и другая авиакомпании направили в российское правительство свои предложения.
Публичный характер противостояние двух российских суперавиакомпаний приобрело на этой неделе, когда стало известно об отзыве Росавиацией первоначально выданного «Трансаэро» разрешения на выполнение чартерных рейсов в ряд итальянских городов (Рим, Милан, Венеция), где единственным назначенным перевозчиком выступает «Аэрофлот». «Трансаэро» посчитала решение регулятора нелегитимным, а также увидела в этом попытку «Аэрофлота» сохранить монополию на этих маршрутах. «Аэрофлот» в свою очередь обвинил «Трансаэро» в продаже билетов на «рейсы-призраки» и пообещал перевезти всех ее пассажиров на своих рейсах.