Андрей Звягинцев. Фото: Павел Баранов/ИЗВЕСТИЯ
8 ноября фильмом «Елена» Андрея Звягинцева открывается неделя отечественного кино в Париже «Русский взгляд». В программе, организованной компанией «Интерфест» при поддержке российского Минкульта, и 'Совэкспортфильма' ленты последнего года: участники 'Кинотавра' «Безразличие» Олега Флянгольца, «Охотник» Бакура Бакурадзе, «Бедуин» Игоря Волошина, «Бабло» Константина Буслова, «Два дня» Авдотьи Смирновой, «Мой папа Барышников» Дмитрия Поволоцкого, «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова. А также «Жила–была одна баба» Андрея Смирнова, «Пять невест» Карена Оганесяна, «Сибирь. Монамур» Славы Росса (международные права на который принадлежат компании EuropaCorp Люка Бессона), анимационный фильм «Три богатыря и Шамаханская царица» и документальная лента Марины Голдовской «Три песни о Родине». В числе наиболее значимых лент года попала также лента «Любовь-морковь-3». Всего в рамках «Русского взгляда» будет показано 20 картин.
Сегодня российские фильмы во Франции можно увидеть чрезвычайно редко — намного реже, чем французские фильмы в России. До французского проката, если это не фильмы Сокурова или международные хиты, как, например, «Овсянки», они чаще всего не добираются. Единственная возможность увидеть российский фильм во Франции — международный кинофестиваль (если российский фильм участвует в программе) или подобная неделя. Парижская неделя российского кино в таком формате проводится с 2003 года. А самым известным из французских смотров отечественного кино является кинофестиваль российского кино в Онфлере. Очередной, уже 19-й по счету фестиваль откроется 22 ноября.
Есть надежда, что ситуация с продвижением российского кино во Франции улучшится после создания в июле нынешнего года Российско-французской академии кино, которую возглавили режиссер Павел Лунгин и актриса Кароль Буке. Основные направления ее деятельности — поддержка производства и проката фильмов, изучение кинонаследия двух стран и обмен студентами.
По счастливому совпадению на днях французское издательство «Ларусс» выпустило новое издание «Всемирного словаря кино». Особое место в энциклопедии занимает раздел, посвященный российскому кинематографу. Он подготовлен двумя известными экспертами по нашему кино — Валери Познер и Жоэлем Шапроном.
Исторический обзор состоит из трех больших глав: «Россия до 1917 года», «Россия / СССР (1917–1991)» и « Россия после 1991 года». По сравнению с предыдущим изданием десятилетней давности во «Всемирный словарь кино» вошли около 50 статей о новом поколении актеров и режиссеров — Олеге Меньшикове, Андрее Звягинцеве, Алексее Германе-младшем, Валерии Тодоровском, Павле Чухрае и Федоре Бондарчуке.